Новости Гомеля
Высшее образование в Беларуси: интервью с «вечным» студентом
В Беларуси охват людей высшим образованием невероятно высок: порядка 70%. Специалисты всё последнее время даже утверждают, что люди слишком образованные для работ, которые находятся в их компетенции. Не становится ли высшее образованием формальным?
Сегодня на этот и другие вопросы специально для портала vgomele.by отвечает «вечный» студент Андрей Мороков.
– Андрей, расскажите о своём студенческом пути.
– Мой студенческий путь начался в одном из Гомельских технических ВУЗов, название которого освещает мировой бренд в самолётостроении – Гомельском государственном техническом университете имени П.О. Сухого. Самолёты П.О. Сухого известны в любом уголке мира, и мне приятно было осознавать, что даже название ВУЗа сможет сказать многое о его уровне. Но сейчас не об этом. Я поступил в университет после окончания с золотой медалью лицейского класса с экономическим уклоном в СШ №56 и проучился на одном из технических факультетов 5 лет. Закончил с красным дипломом, который, к слову, мне очень помог и помогает до сих пор. Потом, в год окончания дневного, я поступил в тот же ВУЗ на заочный факультет на экономическую специальность «Экономика и управление на предприятии», где отучился 4,5 года. Сейчас я получаю третье высшее образование в Академии управления при Президенте Республики Беларусь по специальности «Государственное управление и экономика».
– А зачем Вы поступили на заочное, закончили его и снова пошли на экономическую специальность?
– Действительно, на Западе сказали бы, что я неудачник, если не смог себя реализовать в основной профессии, полученной после окончания дневного. Но наша система, как мне кажется, работает несколько по-другому. Посмотрите сами: при поступлении на работу на конкурсной основе (именно на конкурсной) наличие второго образования даёт весомое преимущество; всех руководителей без оглядки на возраст отправляют получать дополнительное управленческое образование.
Таким образом, если у человека большие амбиции и карьерные планы, то получение второго образования экономического профиля просто необходимо. Ещё одной причиной поступления в ВУЗ для получения второго образования могла служить отсрочка от службы в армии, но сейчас студентов-заочников призывают в установленном порядке и не дают доучиться. Кроме всего этого, одним из моих интересов является финансовая аналитика, поэтому обучение по экономическому профилю мне не в тягость. И еще хочется отметить то, что всегда новый коллектив может поспособствовать как новым интересным знакомствам, так и, возможно, полезным бизнес-контактам.
– А как Вы закончили своё первое заочное и как учитесь сейчас в Академии?
– Своё первое заочное я закончил со средним баллом около 7. Были и самые высокие оценки, и самые низкие. Сейчас учусь, может, немного лучше, но понятно, что диплома с отличием уж точно не будет.
– А почему Вы выбрали Академию для получения управленческого образования?
– Какое-то официальное и неофициальное деление ВУЗов существует и Академия, на мой взгляд, обладает наибольшим потенциалом предоставления знаний и является наиболее специализированным для получения такого вида образования. К тому же учреждение очень хорошо оснащено методической литературой.
–Заочка даёт знания?
– По этому поводу могу сказать следующее. Отучившись на одном заочном и обучаясь на втором, я понял, что студентов можно разделить на две группы: первые (их абсолютное большинство) не ставят себе цель получить знания и их не получают; и вторые (их очень немного) – те, кому это действительно нужно и эти люди получат знания и соответствующие оценки. Понятно, что среднестатистическим студентом считают именно студента из первой группы.
– А что помешало Вам закончить второе высшее с отличием?
– Ответ довольно простой. На каждом этапе жизни человек расставляет свои жизненные приоритеты в соответствии со своими целями и на каждом этапе жизни тот «чемодан», который нужно тащить, может быть как довольно тяжёл, так и довольно лёгок. Моей основной деятельностью в период получения первого образования как раз и было это самое образование. И эта деятельность имела наивысший приоритет. Поэтому все усилия привели к успешному окончанию ВУЗа.
В период получения второго и третьего образования главным приоритетом стала работа, а учёба была уже не так важна. В соответствии с этим и распределялось имеющееся время. Тогда и получалось только листать методические материалы непосредственно перед экзаменом. Когда-нибудь главным приоритетом станет семья, которой пока нет, что может способствовать пока большим успехам в работе и учёбе, чем если бы она была. Тем более я знаю много примеров, когда парень, будучи студентом, находил себе девушку и забывал об учёбе напрочь, что сказывалось на оценках.
Тогда я этого не понимал, но сейчас, когда у меня в сердце живёт замечательный человечек, понимаю, что желание провести время с любимой очень велико. Судьба одарила меня прекрасной и очень целеустремлённой девушкой, которая заслуживает самого лучшего в этой жизни. Спасибо судьбе большое!!!
А вообще каждый человек выбирает свой путь: кому-то амбиции спать не дают и он пытается достичь больших вершин и самореализоваться в жизни, а кто-то будет вести себя с точностью наоборот.
– А насколько полезно заочное образования для Вашей работы?
– Я знаю, что ВУЗ даёт общие теоретические знания, а на работе мы используем знания узкой специализации, которые получаем непосредственно на месте. Поэтому заочное образование может быть полезно в виде общей картины в выбранной области. А вообще из опыта общения с людьми я знаю, что в Москве не смотрят на название ВУЗа или оценки, там механизм направлен на «предъявление знаний». А вот Украина пошла по своему пути: там получение работы в большей мере связано с наличием связей. Повторюсь, что это мое субъективное мнение, которое сформировалось только лишь по нескольким беседам и может не отражать полной картины в связи с нерепрезентативностью выборки.
– Андрей, ограничитесь тремя высшими или пойдёте дальше?
– Пойду на четвертое – художественное, пятое – военное, шестое – медицинское. Это я так шучу. Нет, конечно, я более не планирую учиться. Качество жизни измеряется моментами счастья, а не количеством денег или рабочих часов, или, уж точно, не количеством образований.
– И в заключение: всё-таки высшее образование в Беларуси на Ваш взгляд носит формальный характер?
– На заочном – возможно, формальность присутствует, на дневном – всё-таки нет.
Это была точка зрения человека, который получает третье высшее образование. Затронутая тема найдёт своё продолжение. Уверена, у нас будет возможность побеседовать и с преподавателями, и другими людьми, которые, так или иначе связаны со сферой образования.
Фото из архива Андрея