vGomele.by

Авторизация

Новости Гомеля

Культурный климат в Гомеле - какой он?

Культурный климат Гомеля: холодно или горячо? 18 января в конференц-зале отеля «Замковый» состоялось ток-шоу с таким кричащим, я бы сказала, названием. Организовано оно было по инициативе гражданской культурной кампании «Будзьма беларусамi» под лозунгом «Культура паляпшае жыццё!».

Собрались неравнодушные люди, организаторы различных мероприятий, журналисты, работники учреждений культуры, активно вступающие в дискуссии и стремящиеся выявить самые слабые звенья в культурной жизни города. Сказать, что присутствующие пришли к общему знаменателю после двухчасового обмена мнениями, не могу. И это лишь подтверждает то, что затронутая тема действительно важна, актуальна и проблемна.

Достаточно сказать, что культура – это категория, которая имеет огромное количество значений в разных областях человеческой деятельности. Недаром вопросы культуры находят своё отражение в трудах философоф, историков, культурологов, искусствоведов, этнологов, психологов, политологов и даже экономистов.

Культурный климат Гомеля – какой он? И насколько многогранна культурная жизнь в нашем городе?

Как человек, который за минувший год посетил больше мероприятий, чем за предыдущие лет десять, могу с уверенностью сказать, что в Гомеле проходит относительно много концертов, выставок, фестивалей, ярмарок. В 2011-м году, когда Гомель был объявлен культурной столицей Беларуси и СНГ, ярких событий было ещё больше. Поэтому я далека от мысли, что человек, желающий культурно обогащаться, не имеет такой возможности. И здесь считаю вполне уместным привести слова бывшего актёра Гомельского областного драмтеатра Алексея Бычкова, который вчера тоже активно участвовал в обсуждении.

Алексей Михайлович справедливо отметил, что культура начинается с нас самих. Каждый из нас в силе что-то изменить в лучшую сторону. Безусловно, при этом важна поддержка со стороны руководства города, ведь ни для кого не секрет, что организация различных мероприятий сопряжена с различными бюрократическими процедурами. Они не должны становиться препятствиями на пути к реализации действительно стоящих мероприятий, способных привнести в культурный климат Гомеля больше тепла. Опять же, по мнению Алексея Бычкова, для популяризации и повышения престижа культурных мероприятий важно, чтобы их посещали первые лица города и области.

Алёна Белова, организатор мероприятий ремесленной, танцевальной и исторической тематики, выступающая на ток-шоу, считает, что слабыми звеньями являются отсутствие единой системы информирования о разноплановых культурных мероприятиях, малое количество площадок для их проведения, а также уже упомянутые бюрократические преграды. Помимо этого, Алёна отмечает ещё и то, что сами люди не так часто интересуются афишами на остановках. Иными словами, не так просто донести информацию о мероприятиях до потенциальных посетителей, особенно если человек не является активным пользователем соцсетей и Интернета, в целом.

А ведь на самом деле почти всё зависит от нас. Если, конечно, речь не идёт о мероприятиях, требующих огромных финансовых вложений. Мы можем проявлять инициативу, интересоваться, задавать вопросы, что-то делать. Готовы ли мы к трудностям? Решаемся ли мы брать на себя ответственность? Или всё же мы просто хотим дружно «охать» и «ахать», говоря только лишь о том, как всё сложно и вовсе невозможно. Яркий пример человека, который сам что-то делает – Кирилл Кравцов. С ним мы совсем недавно беседовали. Человек переехал жить в деревню, своими силами обустраивает всё, проводит ежегодные фесты, на которые, к слову, приезжают даже из Бразилии (!). В «Красный октябрь» – из Бразилии! Это очень красноречивый пример, как мне кажется.

Молодая девушка, юрист Аня Павлюк тоже считает, что главное проблемное место в культурной жизни Гомеля – это мы. «Наполненность и осмысленность нашей жизни зависит от каждого конкретного индивида – это бесспорный факт. Но мы почему-то думаем, что кто-то должен принести нам культурную жизнь. Готовую и блестящую. Но если вам для комфортного существования не хватает клуба энтомологов, то почему бы именно вам не задуматься о его создании? Получается так, что мы хотим культуру, но сами можем только вздыхать из-за её отсутствия и обвинять в этом кого угодно. Культуру Гомеля создавать нам с вами!» – не скрывая эмоций, говорит Аня.

Студентка, фотограф Марина Самонова не думает, что Гомель чем-то хуже других городов. «Здесь очень много талантливых людей. И это прекрасно! Если хочешь изменить мир, начни с себя! Невозможно заставить человека быть активным и культурным, пока он сам не захочет» – прокомментировала Марина.

Несколько более решительно и твёрдо высказался фотограф и организатор клуба «ВелоГомель» Tigra: «Проблема в том, что многие не понимают вообще, что такое культурная жизнь, даже близко. Для них культурная жизнь – это набухаться, попрыгать в клубе и завалиться на «флет», где продолжить предаваться пьянству и разврату. Это – проблема».

Несмотря на некую категоричность, я соглашусь с последними репликами. Абсолютное большинство из нас фактически ничего не хочет менять. А некоторые вообще настолько далеки от культуры, что уже и забыли, когда последний раз здоровались, уступали место в транспорте или подавали руку дамам. О какой культуре в этом случае можно говорить и какая помощь со стороны государства здесь поможет?

Уверена, мы ещё порассуждаем на эту тему. В марте будет продолжение ток-шоу, оно пройдёт в открытом формате, предполагается активное участие всех заинтересованных. Организаторы вчера предложили всем готовить проекты, направленные на улучшение культурного климата Гомеля. Поэтому желающие имеют возможность презентовать свои идеи и заручиться поддержкой единомышленников.

А пока предлагаю посмотреть видеопрос на всё ту же тему «Культура улучшает жизнь?»

Видео: Лариса Щирякова и Евгений Меркис

Фото: yana

Алёна Белова
Алексей Бычков
Алексей Бычков
Кирилл Кравцов
Кирилл Кравцов
Алесь Плотка
Нина Шидловская, координатор "Будзьма беларусамi"
Андрей Скидан
Аня Павлюк

Комментарии

Аватар пользователя Matvey
Matvey
#1
20.01.2013 ровно в 09:51

Тигра как всегда сказал суровейшую правду, как бы она не резала глаза.
А как же поэтические вечера? Игра в покер? Покатушки на коньках\лыжах компаниями?
Менталитет не изменить.

Аватар пользователя aman
aman
#2
20.01.2013 ровно в 10:11

Чэсна прочитал весь текст. Полностью согласен с озвученными тезисами. Особенно поддерживаю Алексея Бычкова. И ведь еще такой персонаж, как профессор Преображенский утверождал, что "разруха начинается в нас самих". Т.е. теме культуры после ВОСР (1917 г.) внимание уделяется постоянное как бы, но результат все тот же.

Аватар пользователя aman
aman
#3
20.01.2013 ровно в 10:12

И если говорить прямо, то понимаю, что если в детстве учительница не заставит пацанов пропускать девочек первыми на выходе из класса (для начала), а в семье примеров этому тоже не подадут, то снова будет раз за разом подниматься тема "где наша культура?"

Аватар пользователя aman
aman
#4
20.01.2013 ровно в 10:13

да

Аватар пользователя Alexander Tigana
Alexander Tigana
#5
20.01.2013 ровно в 12:04

Культурные мероприятия предусматривают наличие людей, которые с интересом потребляют культуру... Мероприятия надо проводить для граждан
, добровольно пришедших! А если добровольцев нет? А их-таки часто нет...))) Так вот, вопросы культурной жизни надо ставить САМИМ СЕБЕ! От того, насколько много будет концертов и выставок, количество посетителей, слушателей и зрителей не увеличится! Меньше "семок", ненорматива и узколобия, пжалста! И тогда будет смысл в расширении горизонтов культурной жизни...

Аватар пользователя Банан
Банан
#6
20.01.2013 ровно в 17:03

Друзья,культуру развивать в себе-это нужно конечно и хорошо очень,но без изменения ситуации на культурной ниве в стране-всё заглохнет напрочь!!!Начинать нужно с изменения политики культуры в головах чиновничьих,сидящих не на своих местах и продолжающих бесславные традиции СССР(((И...Народ-Ходить на мероприятия культурные нужно,а не философствовать и смотреть концерты он-лайн!!!!МИР)

Аватар пользователя Вячеслав Климович
Вячеслав Климович
#7
20.01.2013 ровно в 19:30

[quote=Банан]Друзья,культуру развивать в себе-это нужно конечно и хорошо очень,но без изменения ситуации на культурной ниве в стране-всё заглохнет напрочь!!!Начинать нужно с изменения политики культуры в головах чиновничьих,сидящих не на своих местах и продолжающих бесславные традиции СССР(((И...Народ-Ходить на мероприятия культурные нужно,а не философствовать и смотреть концерты он-лайн!!!!МИР)[/quote]

Как человек, работающий в культуре двадцать лет, могу совершенно точно сказать, что сегодня культурой в Гомеле и области руководят высокопрофессиональные, опытные люди, которые до этого работали обычными культработниками и руководителями учреждений культуры, т.е. люди "в теме" более чем. Так что их трогать не нужно - дай Бог, чтоб они подольше занимали свои должности.

Аватар пользователя маг4321
маг4321
#8
20.01.2013 ровно в 18:26

А может ее (культуру) лучше развивать в сфере рекламы?
И насчет чиновников...
Они всегда будут толстозады.....Это обязательное условие приема на работу....ПРИ ЛЮБОМ ОБЩЕСТВЕ...
худозадым трудно усидеть в кресле...Их новые веяния увлекают и через форточку вытягивает...
нереально?
А худозадый чиновник- это реально?

Аватар пользователя Вячеслав Климович
Вячеслав Климович
#9
20.01.2013 ровно в 19:37

По ходу, что касательно чиновников, то Вы не в теме. См. мой ответ постом выше

Аватар пользователя маг4321
маг4321
#10
20.01.2013 ровно в 20:01

ну и ладненько...Если я ошибаюсь-- то все в выигрыше...Ну почему не быть такому?
как гласит китайская пословица--НЕ ВАЖНО КАКОГО ЦВЕТА КОШКА, ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ МЫШЕЙ ЛОВИЛА...
Да тут ни кто не поздравил ни кого с КРЕЩЕНИЕМ....
ну давайте я исправлю сей промах... буду культурным
С ПРАЗДНИКОМ ВАС , ГОСПОДА ВЕРУЮЩИЕ....
и просто верующие ,что их род начинается не от обезьяны...

Аватар пользователя Банан
Банан
#11
20.01.2013 ровно в 21:22

Может сейчас Вячеслав в гос.структурах и сидят нормальные,знающие люди,но совсем недавно этого не было,да и в ДК,и районных клубах вряд ли сидят понимающие товарищи ибо не придумали бы фантомные "чёрные списки"!!!Я уже молчу о достойных клубах для проведения концертов(в Гомеле),о муз.прессе,коннекте всех городов и цивильном шоу-бизнесе)))

Аватар пользователя Antrin
Antrin
#12
11.03.2013 ровно в 13:11

Друзья, подскажите, пожалуйста, когда именно планируется провести продолжение данного ток-шоу?

Аватар пользователя yana
yana
#13
11.03.2013 ровно в 13:35

Привет!Насколько мне известно, 22 марта в Гомеле состоится презентация проектов http://vgomele.by/kulturnaya-vesna-v-gomele-nachinaetsya-s-yarmarki-proe...