vGomele.by

Новости Гомеля

История улиц Залинейного района

новая церковь

В конце 19-го века население Гомеля начало быстро увеличиваться, из-за чего наступил жилищный кризис. Огромные земли пустовали за линией железной дороги, и они стали осваиваться. Новый район получил название Залинейный, его заселяли преимущественно железнодорожные рабочие и служащие. Однако считанные дома уже были в этой местности до прокладки железной дороги. Например, в районе улиц Циолковского и Гомельской имелись дома, сооружённые в 1866-ом и 1870-ом годах.

Формирование и застройка улиц нового гомельского района началось в 1880-х годах. По хронологии появление домов на улицах выглядит так: 1880 – Герасимовская (современная Островского) и Радькинская (Чкалова), 1881 – Семёновская (Заслонова), 1882 – Скобелевская (Ауэрбаха), 1884 – Алексеевская (Бочкина), 1885 – Федосеевская (Циолковского).

Названия Андреевская и Федосеевская произошли от имён сыновей некоего железнодорожного рабочего, соорудившего для них в конце 19-го века дом формы «г» на углу данных улиц. С 1961-го года улица Федосеевская носит имя Циолковского (учёный-физик), а до этого была имени Сталина. На доме под номером 58 сохранилась табличка с этим прежним названием. До начала 1990-х годов на улицу Циолковского выводил мост через железную дорогу, позже перенесённый ближе к вокзалу.

Андреевская улица росла вдоль железнодорожного полотна, в конце 1930-х годов она называлась именем лётчика Михаила Водопьянова. Сейчас это улица Украинская, на которой находится строительный рынок. Вскоре его собираются ликвидировать, заменив автомобильной развязкой.

Также параллельно железнодорожным путям пролегала Электрическая улица. Название говорит само за себя. Поскольку паровозным мастерским требовалась электроэнергия, её туда провели. Долгое время эта улица была единственной в Залинейном районе, где было искусственное освещение. В 1940-ом году её назвали в честь Ивана Артемьевича Химакова, рабочего и первого директора гомельского вагоноремонтного завода.

Таким образом, после образования Залинейный район быстро разрастался, и 23 декабря 1907-го года был включён в границы города. На карте 1910-го года видно, что Гомель приблизился к деревне Любны. В новом районе насчитывалось 47 улиц и 907 домов, 96% которых были полностью деревянными. Даже несмотря на мировую и гражданскую войны, за счёт беженцев происходило увеличение численности населения города. Рост привёл к тому, что в 1920-х годах Гомель разделялся на три района: Городской, Залинейный и Новобелицу. К началу 1930-х годов Залинейный район достиг на западе улиц Мильчанской, Джураева (Продольная) и улицы без названия (теперь Минская).

На данный момент его территория находится в составе Советского района. Редко какое здание в старом Залинейном районе превышает два этажа, эта часть Гомеля смотрится единым целым. Оказываясь там, понимаешь, будто вернулся на столетие назад.

Фото by andreipr

дореволюционная брусчатка
областная автошкола

Комментарии

Аватар пользователя маг4321
маг4321
#1
10.04.2013 ровно в 20:55

какие живые фото....
если бы существовала машина времени.... почему это я в этой форме глагола говорю...
ОНА СУЩЕСТВУЕТ!!! ЭТО твои фото АНДРЕЙ....Я просто отдыхаю.... так тянет зайти в гости в эти дома... и ...

Аватар пользователя белорус
белорус
#2
11.04.2013 ровно в 21:16

интересно-а что за улица булыжником вымощена? и когда?

Аватар пользователя andreipr
andreipr
#3
11.04.2013 ровно в 22:02

Вымощена улица Лещинская на участке от улицы 30 лет БССР до Богдана Хмельницкого. Ещё до революции, где-то 100 лет назад.

Аватар пользователя белорус
белорус
#4
13.04.2013 ровно в 19:44

интересно ,а принимаются -ли какие-то действия для сохранения исторических ценнностей застройки залинии.наверное таких строений не так -уж много в городе.в последнее время больше строят непомерные кипичные котеджи.

Отправить комментарий