vGomele.by

Авторизация

Новости Гомеля

Гомельский дворец Румянцевых и Паскевичей: от старого замка к современному зданию

Гомельский дворец Румянцевых и Паскевичей

Гомельский дворец Румянцевых и Паскевичей входит в число главных достопримечательностей не только города Гомеля, но и всей Беларуси. Он является памятником архитектуры более чем двухвековой давности. Дворец удобно расположился на высоком берегу реки Сож, с которого открывается великолепный живописный вид на заречные дали.

История дворца начинается в конце 18-го века. В 1772-ом году Гомель в результате первого раздела Речи Посполитой перешёл под контроль Российской Империи, и начался совершенно иной период в жизни города. Дворец построили на месте деревянного замка, сооружённого в 1730-е годы последним гомельским старостой Михаилом Фредериком Чарторыйским, который впоследствии не пожелал служить новой власти и уехал в Польшу. 10 июля 1775-го года гомельское староство императрицей Екатериной Великой было подарено прославившемуся победой над турками графу Петру Александровичу Румянцеву. Екатерина II наказала построить в Гомеле дворец, для чего определила крупную сумму и изыскала предметы интерьера.

Старт проектированию дворца был дан в 1777-ом году. Сейчас достоверно неизвестно, кто автор чертежей гомельского дворца, однако многие исследователи считают, что им является знаменитый Иван Егорович Старов, архитектор многих зданий, в том числе Александро-Невской лавры, Таврического дворца, Казанского собора и других. 1785-ый – год, когда был заложен фундамент главного корпуса. Контролировать возведение дворца стал архитектор Осипенко, затем его сменил Гурский. Граф Румянцев руководил армией в Польше, и именно оттуда доставлялось большинство материалов для строительства, которое, к слову, продвигалось быстро. Пётр Александрович следил за ходом процесса, и в начале 1790-х годов гомельский дворец Румянцева был готов: он явился двухэтажным, установлен на высоком цоколе, завершён кубоподобным бельведером и покрыт куполом. Украшением фасадов служили портики коринфского ордера – четырёхколонный парадный и шестиколонный парковый. По всему периметру здания прямоугольные оконные проёмы, размещённые в два ряда, чередовались с пилястрами. Стиль дворца – ранний классицизм. Есть сведения, что возведение происходило также под наблюдением зодчих Я. Н. Алексеева, Д. Г. Котляревского, М. К. Мосцепанова, Ю. М. Фельтена и К. И. Бланка.

Граф Румянцев, кстати, потомственный дворянин и генерал-фельдмаршал, был хозяином гомельского имения с 1775-го по 1796-ой годы. Он умер от апоплексического удара 8 декабря 1796-го года; похоронен в Киево-Печерской лавре. После смерти в 1796-ом году первого владельца Гомеля, дворец по наследству перешёл к его среднему сыну Николаю Петровичу Румянцеву, тоже государственному деятелю Российской Империи. С того времени и по 1826-ой год город развивался под его влиянием. Граф видел в Гомеле свою главную резиденцию, а потому всячески старался улучшить облик имения. В связи с этим, был приглашён английский архитектор Джон Кларк, осуществивший в 1800-1805-ом годах достройку дворца путём присоединения двух служебных флигелей и ремонт главного корпуса здания. Часть коллекции Николая Петровича – произведения искусства, книги, древние рукописи, монеты, и минералы, а также археологические материалы – хранились в его гомельских апартаментах.

В самом начале 1826-го года граф, хоть и был к тому времени человеком пожилым, неожиданно умер во время пребывания в Санкт-Петербурге. Похоронили его в Петропавловском соборе. Гомельский дворец достался его младшему брату – Сергею Петровичу. Имение было ему не нужно, и он заложил его в Государственном заёмном банке. Затем Румянцев продал государству Гомель и прилегавшие к нему деревни, что дало ему возможность свести счёты с банком. В 1834-ом году поместье стало принадлежать военно-инженерному ведомству, и с тех пор началась новая эра в жизни гомельского дворца.

Продолжение следует...

Фото by andreipr

Гомельский дворец Румянцевых и Паскевичей
Гомельский дворец Румянцевых и Паскевичей
Гомельский дворец Румянцевых и Паскевичей