Новости Гомеля
Великий пост
Православные верующие 15 февраля вступают в Великий пост - период 49-дневного воздержания перед праздником Воскресения Христова (Пасхи). Как сообщил корреспонденту БЕЛТА ответственный Белорусского экзархата за связи со СМИ архимандрит Алексий (Шинкевич), в первую неделю Великого поста Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси будет служить вечерние богослужения в разных монастырях БПЦ, в том числе в Жировичском Свято-Успенском, Минском Свято-Елисаветинском и Ляденском Свято-Благовещенском.
Говоря о Великом посте, православные богословы подчеркивают, что аскеза должна выражаться не столько в "правильной диете" (как ошибочно полагают многие), сколько в духовном сосредоточении. В этот период верующие отдают дань своего времени Богу, посвящая свое свободное время, свои усилия познанию Творца, рассуждению о смысле жизни, о душе, о добре и зле. В дни Великого поста христианам рекомендуется отказаться от увеселительных мероприятий, курения, употребления алкоголя. Обязательно нужно сосредоточиться на своем внутреннем состоянии и бороться с проявлениями гнева, обиды, осуждения.
Что касается конкретных ограничений в пище, то каждому человеку лучше обсудить этот вопрос со своим духовником или просто с приходским священником. Мера ограничений должна определяться с учетом образа жизни, работы, состояния здоровья, особенностей темперамента. Какого-то единого для всех рецепта, как правильно поститься, не существует. Например, древний монашеский устав (Типикон) предписывает употреблять в дни Великого поста только растительную пищу. Рыба разрешается только на Вербное воскресенье и Благовещение.
Богослужения Великого поста, постоянно побуждая к покаянию, изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. В дни поста, исключая субботы и воскресенья, церковь не совершает полной Божественной литургии. Вместо нее по средам и пятницам служится Литургия преждеосвященных даров. Во все церковные службы вводится особая молитва святого Ефрема Сирина с земными поклонами.
Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью. В четыре первых дня поста вечером в храмах читается покаянный Великий канон святого Андрея Критского, где акцентируется внимание на многочисленных грехах человека, что психологически настраивает прихожанина на самоуничижение и плач о своем несовершенстве. В пятницу совершается освящение колива (каши). Первое воскресенье Великого поста называется Торжеством православия. В этот день празднуется превосходство православного учения над ересями.
Второе воскресенье и следующая за ним третья неделя поста носят название светотворных и посвящены святому Григорию Паламе. Церковь в эти дни напоминает, что пост - это путь к внутреннему озарению человеческой личности. Согласно православному учению, благодатный свет Божества просвещает внутреннего человека и иногда открывается видимо. Григорий Палама был выдающимся практиком "умного делания" - православного аналога медитации.
Четвертая неделя - Крестопоклонная - посвящена распятию Спасителя, искупившего грехи людей. Она, как и первая, считается особо строгой.
В пятую неделю верующим предлагается высокий пример аскетичной жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, автора знаменитого трактата "Лествица в рай", изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству. На этой неделе существует традиция как можно меньше говорить.
В субботу шестой недели церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря Иисусом. За субботой следует Вербное воскресение, открывающее Страстную седмицу - последнюю неделю поста, во время которой вспоминают о страданиях Иисуса Христа.