Новости Гомеля
Директор музея Дворцово-паркового ансамбля – о работе, городе, секретах женской красоты
Мы начинаем серию материалов «Гомель в лицах и судьбах». И сегодня беседуем с очаровательной женщиной-руководителем Тороповой Оксаной Валерьевной, директором музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля.
Возраст: 44 года
Место рождения: г.п. Урицкое (Гомельский район)
Образование: высшее филологическое (ГГУ им. Ф. Скорины) и высшее юридическое (БГЭУ)
Дети: взрослый сын (успешно окончил экономический факультет БГУ, проходит обучение в магистратуре Гентского университета в Бельгии)
Любимое место в городе: Дворцово-парковый ансамбль
Любимое место отдыха: дача
Чего не хватает Гомелю: музеев
Любимая книга: «Мастер и Маргарита» М. Булгакова
Любимый фильм: «Собачье сердце»
Хобби: в жизни столько всего прекрасного – и событий, и людей, что не очень хочется на чём-то одном заморачиваться
– Оксана Валерьевна, расскажите немного о работе, как давно руководите музеем и что помогает Вам как женщине-руководителю?
– Работаю я в музее чуть больше шести лет. И сразу хочу сказать, без лишнего красного словца, что это огромное счастье. Я благодарна судьбе, что у меня так всё сложилось. Когда я прихожу сюда, какие-то проблемы и невзгоды, которые есть у каждого человека, остаются вне этих стен. Здесь я чувствую прилив сил и желание работать. Сама обстановка располагает и мотивирует, а это очень важно. Вы только посмотрите на фотографии нашего парка, даже они вдохновляют, не говоря уже о том, что ощущаешь, прогуливаясь по его аллеям или находясь во Дворце.
А по поводу руководства... Вообще, я не люблю слово «руководить», мне больше нравится понятие «сотрудничество», что предполагает взаимоуважение и доверие. И в своей работе я ориентируюсь именно на эти принципы, всячески поддерживая инициативу своих коллег. Это помогает и поддерживает у сотрудников чувство интеллектуальной и эмоциональной безопасности. При этом я остаюсь менеджером, поэтому на мне – окончательное принятие решения, многочисленные коммуникации и огромная ответственность.
– Вы сказали о коммуникациях. А какую роль в Вашей жизни и, в частности, работе играют Интернет и Интернет-коммуникации?
– Наверное, Вы не поверите, но меня нет в социальных сетях. Я рассматриваю Интернет исключительно как рабочий инструмент, информационный источник и средство для оперативной коммуникации с партнёрами, коллегами.
– Оксана Валерьевна, когда Вы первый раз пришли в музей?
– В пятом или шестом классе. Это была военная экспозиция. Я её очень хорошо запомнила.
– Что для Вас сейчас музей?
– Особый социальный институт, который создаёт свою атмосферу, свою аудиторию, формирует общественное мнение и даже готовит перемены и меняет мир. На сегодняшний день музей – не просто место, где хранится наследие. Я глубоко убеждена, что это ещё и фактор социально-экономического развития региона, показатель стандартов и качества жизни. Я бы хотела, чтобы это понимала общественность.
– Что требуется, чтобы общественность это, наконец, осознала?
– Исходя из своего опыта, могу сказать, что это прививать надо в самом раннем детстве. Я была в США и видела, как трёхлетних малышей два воспитателя ведут в музей – и это абсолютно нормальная практика. В наших музеях редко можно увидеть таких крох. Это то, что исходит из семьи.
Но важно ещё и предоставлять людям выбор, чтобы они хотели вновь и вновь сюда возвращаться и впитывать всё то, что здесь есть. В музее должно быть интересно и мужчинам, и женщинам, и детям, и пожилым людям. Если мужчинам в основном нравятся исторические выставки, женщинам – художественные. Проекты должны быть неожиданными. Например, у нас есть детский проект «Большой музей для любознательных друзей». Пожалуй, это предмет нашей гордости, потому что он вызвал настолько яркие эмоции у детей, на которые мы даже не рассчитывали.
Поэтому исходит всё из семьи, а поддерживается и приумножается как раз уже талантливыми музейными специалистами.
Когда я принимаю на работу человека, я совершенно чётко отдаю себе отчёт в том, что это вопрос общественного доверия. Музейный специалист должен быть не просто талантливым профессионалом, он должен очень любить своё дело, иначе никак.
– У вас такой коллектив?
– Да, слава Богу, у нас сформировался именно такой коллектив. Здесь нет случайных людей. Многие работают несколько десятков лет. И такие примеры подвижнического отношения к работе очень важны для молодых специалистов, которые к нам приходят.
– Давайте поговорим немного о городе. Куда бы Вы повели туриста?
– Центр: улицы Пушкина, Билецкого. У нас очень красивая набережная. Обязательно бы отвела в Музей военной славы, в Драматический театр.
– Вы упомянули набережную. Возможно, ей чего-то не хватает?
– Конечно, не хватает. У нас есть планы по её условному разделению на три зоны: семейного, тихого и активного отдыха. Пока это только планы, даже не проект.
К сожалению, мы не можем всё сразу реализовать. Иногда нам просто не хватает рук. Из опыта профессиональных поездок я могу сказать, что во многих странах быть другом музея является правилом хорошего тона. В США дети даже в колледж не могут поступить, если у них в характеристике не будет фигурировать общественная деятельность.
Если говорить о музеях такого уровня, как у нас, там бы 50% людей были штатными сотрудниками, а оставшиеся 50% – волонтёры. Люди в воскресенье идут всей семьёй в музей на целый день и помогают: проводят какие-то разовые мероприятия или экскурсии. Но для этого нужна ещё и инфраструктура: кафе, например. У нас пока этого нет. А во вновь реконструируемых музеях это уже предусматривают.
– О женском. Поделитесь секретом красоты!
– Хорошее настроение, любовь, успешный сын и здоровый сон (улыбается). А ещё я всегда знаю, что всё будет хорошо!
– Пусть так и будет! Спасибо за приятную беседу!
– И Вам спасибо!
Беседовала Яна Меллер
Фото: Яна Меллер