Новости Гомеля
Часовня-усыпальница Паскевичей
Фамильная часовня-усыпальница князей Паскевичей в гомельском парке являет собой памятник архитектуры последней четверти 19-го века. Она решена в так называемом «русском» стиле и состоит из двух частей – наземной и подземной. Наземная представлена часовней – квадратным кирпичным сооружением высотой 18 метров, накрытым восьмигранным шатром с луковичной главкой. В подземную усыпальницу ведёт небольшой наземный вход, затем лестница спускается в туннель, длина которого составляет 32 метра.
Подробности строительства часовни-усыпальницы не придавались широкой огласке, поэтому сведений осталось не так много. Над её сооружением впервые задумался Фёдор Иванович Паскевич. Всё началось в 1865-ом году с рассмотрения возможности строительства. Зодчий Евгений Иванович Червинский составил проект. Возведение стартовало в 1870-ом году и длилось до 1889-го года. Строительство контролировал Оскар Эмильевич Вегенер, а за внутренним оформлением здания следил столичный мастер Максимилиан Егорович Месмахер. Гранитные плиты для ступеней и цоколя доставлялись в Гомель за тридевять земель (далее, чем из Киева) плотами по Днепру и Сожу, что, естественно, было очень непросто и дорого. Купола изготавливались в Варшаве, а в апреле 1882-го года местный умелец Яков Станиславович Зудзицкий смастерил дубовые двери.
В 1881-ом году было достигнуто соглашение на поставку камня из мастерской киевских итальянцев Тузини и Росси. Работы продолжались ещё несколько лет. Затем занялись украшением стен. Внутреннее оформление усыпальницы выполнил выпускник петербургского училища барона Штиглица, художник Сергей Иванович Садиков. Кроме того, он занимался позолотными работами. Стены интерьера покрыты колотым глазурованным камнем, торцовая стена – мозаичным панно и резьбой по мрамору, часта растительная орнаментика. Поскольку усыпальница находилась под землёй, особо остро стоял вопрос о вентиляции. Её проект был выполнен киевским инженером Алексеем Терменом. Он утверждал, что, во избежание сырости, необходимо было покрыть землю слоем асфальта, для чего распорядились доставить его из Киева. Майолику заказывали в Санкт-Петербурге на предприятии «Ейдукен Левенштейн с сыновьями». Многокрасочная мозаика была и снаружи (не уцелела). Здесь были выявлены летящие ангелы Серафимы. До настоящего времени не известно, кто занимался отделкой мозаичного панно. Вероятно, над ней трудились мастера бюро мозаичиста Виктора Алексеевича Фролова.
После завершения устройства усыпальницы, в ней появились иконы, фарфоровые и бронзовые венки, прошло освящение и осуществлены захоронения. В ней находятся останки восьми членов семьи Паскевичей. Часовня и усыпальница были повреждены в период войны 1941-45-го годов. В начале 1970-х годов имела место реставрация, новый этап которой проводится и сегодня, поэтому на данный момент гомельчане и гости города могут взглянуть лишь на часовню, находящуюся на поверхности.
Фото by andreipr