vGomele.by

Авторизация

Новости Гомеля

Белорусский государственный университет транспорта: старый корпус

БелГУТ

В 1895-ом году Гомельская городская Дума объявила всероссийский конкурс на проект здания мужской гимназии – первого среднего учебного заведения в Гомеле. Но по его итогам даже работы победителей не оправдали ожиданий заказчиков. И тогда выпускник Санкт-Петербургского института гражданских инженеров, молодой архитектор Станислав Шабуневский, не участвовавший в состязании, предложил свои услуги.

Вначале он рекомендовал для строительства другое место, отличное от первоначально определённого, а затем разработал новый проект. Нужно сказать, что к таким зданиям предъявлялись особые требования, поэтому ответственность была высока.

В архитектурно-строительном отделе Виленского учебного округа, куда Шабуневского отправили довольные думцы, начинающему зодчему пришлось потрудиться, чтобы убедить жюри в своей правоте. Далее, в строительном отделе Могилёвского губернского управления проект относительно быстро получил одобрение. Но некоторые издания, как например, могилёвские «Биржевые ведомости», утверждали, что строительство нереально, и сравнивали его с возведением Вавилонской башни.

Однако в скором времени мифы пессимистов были развеяны. Строительные работы начались в 1897-ом году, а к осени следующего года были завершены: самое крупное в дореволюционной Беларуси учебное заведение увидело свет. Торжественное освящение здания прошло 17 января 1899-го года. Восхищению сооружением не было предела. Оно представляло собой крупный двухэтажный (третий был достроен после войны) объём П-образной формы, а площадь застройки составляла 1365 квадратных метров. И уже следующие строившиеся в Гомеле здания сравнивались именно с ним, а приезжавшие в Гомель желали увидеть не только княжеский дворец, но и Александровскую мужскую гимназию.
Планировочная структура сооружения – коридорного типа с расположением классных помещений по одной стороне. Широкий (4,3 метра) коридор-рекреация выполнял коммуникативную связь между учебными помещениями, а также был местом для игр во время перемен; в здании было четыре лестницы. В центральном объёме и правом крыле размещались учебные классы. Левое крыло было отведено под жилые покои директора и инспектора. Всего было 13 комнат, а также имелись кабинеты для занятий по физике и естествознанию. Кроме того, Шабуневский старался максимально охватить пространство под застройку (длина здания – 95 метров).

Классные комнаты ориентированы на юг и юго-запад, их высота – 4,7 метра. При построении здания использовались последние научно-технические достижения. Были предусмотрены центральное паровое отопление, приточно-вытяжная вентиляция, центральное водоснабжение, канализация, и, наконец, электрическое освещение. Инженерно-технические работы велись под руководством инженера А. К. Лагорио.

Сооружение стало «флагманом» для строительства соседних кварталов. Нельзя не отметить, что в понимании Шабуневского, гимназия должна была олицетворять собой «храм науки» в полном смысле этих слов. И можно с уверенностью утверждать, что мастеру это удалось, поскольку даже сегодня в его прекрасном детище находится учебное заведение – один из корпусов Белорусского государственного университета транспорта.

Фото by andreipr

БелГУТ
БелГУТ
БелГУТ