vGomele.by

Новости Гомеля

По ту сторону рампы

Вячеслав Климович

Имя гомельского музыканта, автора и исполнителя песен Вячеслава Климовича известно далеко за пределами нашего города и страны. Портал vGomele.by следит за творчеством земляка, но захотелось на этого человека посмотреть несколько с другой стороны. Мы побеседовали с Вячеславом о том, чем же он занимается в свободное от выступлений и концертов время.

– Слава, как давно ты преподаёшь музыку?

– Если посчитать от самого первого урока, когда я выступил в качестве преподавателя игры на гитаре, то прошло уже больше 23 лет. Это было в ДК Железнодорожников в 1990 году, когда там вёл гитарный кружок студент эстрадного отделения колледжа искусств им. Соколовского гитарист Андрей Михальченко. Мы дружили. Он был оформлен официально, но работали мы вдвоём, разделяя учеников по жанрам: я брал тех, кто хочет научиться аккомпанементу, а Андрей — инструменталистов. Так к нам однажды пришёл учиться парнишка, некто Юра Сивцов, который сегодня один из известнейших в Гомеле музыкантов — бас-гитарист группы «Gods Tower». Затем я сам поступил в колледж искусств и, уже учась на втором курсе, устроился руководителем гитарной студии в Дом учителя. Там получил первый серьёзный опыт преподавания.

– Это всё, конечно, здорово, но насколько можно кружковую работу считать профессиональным преподаванием? Это всё-таки, не музыкальная школа...

– Была и музыкальная школа. С 1996 по 1997 год я больше года проработал учителем по классу гитары в детской школе искусств №3. Потом неоднократно приглашали в разные музыкальные школы города, я даже однажды согласился поработать в ДМШ №1 им. П.И.Чайковского, но выдержал менее года.

– А почему такие маленькие временные отрезки? Что не так в школах?

– Ну, во-первых, я эстрадник по сути и образованию, хотя классическую гитару изучал и мог преподавать. Школа – это жёсткая программа. Она готовит академических музыкантов. Дети, идущие на гитару в школу немного иначе представляют себе конечный результат. Они чаще всего хотят играть в компании, в группе, а классическая школа таких навыков не даёт. Там задерживаются тот, кто действительно «заболевает» классической гитарой и в этом видит свой творческий путь. Своего рода естественный отбор. И это хорошо. Во-вторых, школьная программа лично меня ограничивает в возможностях импровизации в смысле подстройки к желаниям ученика. Я вижу, к чему он тянется, что ему по-настоящему интересно, а дать этого не могу.

– И ты пришёл к частному преподаванию...

– Да. Первый раз я взялся за частные уроки с одним единственным учеником, к которому ходил заниматься на дом. Это было рядом со школой искусств, где я тогда работал. Парень оказался невероятно способным. Мы занимались четыре часа в неделю (две пары). Результаты меня поражали во всех смыслах: и ученик своим движением вперёд и, что немаловажно, моя зарплата с этой работы превышала школьную, где у меня было около десятка учеников. Сегодня этот парень тоже известный в Гомеле музыкант, гитарист в группе «Контур» Сергей Майоров. В ТЦ «Катунинский» есть музыкальный магазин, где Серёжа работает и при встрече всегда с теплом вспоминает время наших занятий. В общем и целом, «вкус» частного преподавания мне очень понравился. Были времена, что я вообще только этим занимался.

– Слава, но ведь, насколько мне известно, рынок гитарного обучения в Гомеле не так уж и беден. Например, при ДК работают гитарные студии...

– Это да, но это не может заменить индивидуальных занятий. Все подобные студии исключительно групповые, а учиться играть на гитаре в группе достаточно сложно. Не могут быть все ученики в группе одного уровня, потому что способности у каждого разные. В итоге, получается всё тот же естественный отбор, когда «выживает» сильнейший. Группы хороши, когда они состоят из уже что-то умеющих учеников, которые в группе более свободны и могут взаимодействовать. Группа хороша, когда не нужно, как говорится, «ставить руку», учить правильному звукоизвлечению, а именно с этим у начинающих чаще всего возникают проблемы. Упустишь момент – и исправлять ошибки будет невероятно трудно. Индивидуальное занятие позволяет максимально сконцентрироваться на одном человеке, понять его, найти его сильные стороны и развить их, найти слабости и работать над их устранением. Да и вкусы — они у всех разные. Кто-то любит песни Цоя и хочет их играть, кто-то тянется к блюзам, к джазу, кто-то романсы хочет петь, а кто-то вообще хочет просто играть и петь даже не собирается. И каждый хочет получить свой индивидуальный максимум знаний и опыта...

– Я знаю, что у тебя есть опыт преподавания не только в Гомеле...

– Да. Когда в 2003 году вышла моя первая книжка «Гитара в авторской песне. Школа игры на примерах», меня стали приглашать на фестивали в качестве ведущего творческой мастерской по гитаре и для проведения мастер-классов. И эти приглашения не ограничивались Беларусью – ездил и в Россию, и в Украину. Вообще, на определённом этапе это стало моей главной фишкой – учить гитарному аккомпанементу бардов. Мастер-классы по гитаре на бардовских фестивалях всегда были многолюдны, интересны, продуктивны.

– Слава, а кто твой ученик? Каков его среднестатистический портрет?

– Я бы сказал, что это школьник-старшеклассник или студент. Это тот возраст, когда многое воспринимается осознано, а не механически. Мне трудно заниматься с детьми младшего школьного возраста, потому что они многое принимают на веру, а осознать пока ещё не способны. А гитару одной верой не постичь. Нужно чётко осознавать, что и зачем ты делаешь. Только так. Поэтому тинейджер – мой ученик.

– Насколько часто встречаются очень способные ребята?

– Способности — понятие относительное. Если Вселенная даёт желание играть, она не даёт его случайным людям. Все способны, но способны по-разному. Кто-то начинает играть программу 2-го класса ДМШ уже на 6-8 занятии, кто-то к этому идёт не один месяц. Моя задача, как я уже говорил, понять, что именно хочет играть человек и раскрыть в нём именно самого себя. Особенно интересно бывает работать с ребятами, которые пытаются что-то писать, создавать свои произведения. Это вообще чудесно! Раскрыть талант и научить его себя реализовывать – это большое благо!

–А вот если пришли два друга, которые хотят играть вдвоём? Как с ними быть? Они же как близнецы, которых нельзя разлучать.

– Такие ситуации бывают. И для этого есть своя методика парного обучения. В этом случае создаётся некий треугольник, векторы взаимодействия в котором самые разные. Ребята помогают друг другу, контролируют друг друга, в определённый момент начинают вместе играть, а нет ничего приятнее, чем совместное музицирование! Я очень люблю работать с парами.

– Слава, гитара востребована сегодня?

– Однозначно да. Этот инструмент универсален. На нём можно сыграть всё, а что нельзя сыграть – можно саккомпанировать. Во многих современных стилях, несмотря на тотальную электронизацию, гитара осталась. И нет тенденций к её исчезновению. Это я вижу по своим ученикам, очень разным, но всех их объединяет любовь к своему инструменту, любовь к музыке. И что меня особенно радует, через гитару ребята растут над собой: меняются в лучшую сторону их вкусы, меняется восприятие искусства. И чертовски приятно осознавать свою причастность к этим трансформациям. Да можете сами у ребят спросить. Вконтакте есть группа, объединяющая моих учеников, они там делятся своими отзывами и впечатлениями. Там можно и со мной пообщаться, и проконсультироваться, вплоть до того, что спросить про выбор инструмента, струн и т. п. Заходите в гости — я открыт для любого общения!

– Думаю, желающие научиться играть на гитаре заинтересуются. Успехов, Слава!

– Буду очень рад. Спасибо!

Беседовала yana

Фото из архива Вячеслава Климовича

Отправить комментарий