vGomele.by

Авторизация

Новости Гомеля

Китайский авторынок ушёл в окончательный отрыв

авторынок

Мировой финансовый кризис, свирепствовавший в 2008-2009 гг., в прошлом году ослабил свою хватку. Доказательством тому стало слабое, но стабильное восстановление мировой экономики и одного из самых важных индикаторов ее здоровья - мирового авторынка. Падение автопродаж удалось остановить в США, Японии, России и некоторых странах Европы, а мировые автоконцерны стали увереннее смотреть в будущее.

Побочным результатом кризиса стало перераспределение мест среди крупнейших рынков мира. Эксперты отмечают, что полюса автопродаж все больше смещаются в развивающиеся страны, умело воспользовавшиеся трудностями прежних лидеров для перехвата инициативы.

Китайский авторынок, не так давно ставший крупнейшим в мире, в 2010 г. еще более упрочил свое лидерство. По итогам года совокупный объем продаж автомобилей в КНР вырос на треть, превысив рекордные для страны 18 млн единиц (включая автобусы, грузовые автомобили и другой транспорт). На четвертое место в мире (после Китая, США и Японии) вышла Бразилия, нарастившая в 2010 г. продажи до 3,3 млн машин (+11%). Большой потенциал эксперты видят и в Индии, где продажи подскочили на 31% в минувшем году.

Россия пока выглядит среди собратьев по группе БРИК скромно, но и у нашего Минпромторга на будущие автопродажи существует своих "планов громадье" - за 4 года его планируется сделать крупнейшим в Европе.

Дно пройдено?

Для большинства мировых авторынков 2010 г. стал годом "отскока" ото дна, достигнутого в пик кризиса. Впервые за последние 7 лет увеличились продажи и в Японии - до 4,96 млн автомобилей (+7,5%). После провала 2009 г. подросли продажи автомобилей в России, во многом благодаря спасительной для АВТОВАЗа госпрограмме утилизации. Выросли продажи в Южной Корее, Австралии, ЮАР и других странах.

Однако в ЕС сломить тенденцию не удалось - с окончанием программ госстимулирования продажи автомобилей там стали падать. Именно этим объясняется смещение крупнейшего авторынка Европы - Германии - на пятое место в мировом рейтинге продаж.

Американский же авторынок в 2010 г. вырос на 11%, достигнув 11,6 млн проданных легковых автомобилей (по данным Autodata). Это первый годовой прирост после 4 лет сокращения национального авторынка. Впрочем, это все равно очень скромный результат для США - ведь еще несколько лет назад там продавалось по 15-16 млн машин в год.

Эксперты настроены осторожно, но оптимистично - на текущий 2011 г. год большинство из них прогнозирует рост мировых автопродаж примерно на 10%. В этот прогноз укладывается и рынок Китая, уверенно удерживающий пальму лидерства на этом рынке.

Безоговорочный мировой лидер

Победный рывок китайского авторынка к званию "номер 1 в мире" начался с нынешним кризисом. Именно тогда в США наступила рецессия, уверенность потребителей и автопродажи рухнули, а Вашингтону пришлось срочно реанимировать свою автопромышленность. Одновременно в Китае были приняты стимулирующие меры, подстегивающие авторынок, и последний начал расти как на дрожжах.

С тех пор графики автопродаж КНР и США стали напоминать знаменитый "демографический крест", характерный для России 90-х годов прошлого века. Мировой центр по реализации автомобилей стал смещаться в восточное полушарие: американские продажи стабильно падали на десятки процентов, китайские - стабильно росли.

Завершилось это движение в 2009 г., когда Китай официально обогнал американцев по продажам. Впрочем, лидерство это было не слишком уверенным: для КНР продажи в 10,4 млн легковых автомобилей были рекордом, для США же - 27-летним минимумом. Но китайцы не были намерены останавливаться на достигнутом, и уже 2010 г. расставил все по своим местам окончательно - разрыв между рынками составил более 2 млн автомобилей.

Пробужденный дракон

Пока основные конкуренты выкарабкивались из трудных положений, власти Китая продолжали подхлестывать и без того немалый спрос на автомобили. В итоге продажи легковых машин к концу 2010 г. достигли 13,8 млн единиц (+33%), установив очередной рекорд для Поднебесной. Закрепив за собой мировое лидерство, китайские власти решили свернуть поддержку авторынка - который, тем не менее, продолжил неплохо расти и без госинициатив.

Несмотря на замедление темпов роста к концу года, китайский авторынок еще не достиг своего "потолка". Проникновение автомобилей наиболее высоко в столице Китая - там на 100 семей приходится 30-40 автомобилей. Однако в целом по стране показатель намного ниже (примерно 12 машин на каждые 100 семей), что вместе с укреплением экономики Поднебесной создает огромный потенциал для роста рынка.