vGomele.by

Новости Гомеля

История одной улицы: Богдана Хмельницкого

на улице Богдана Хмельницкого

Улица Богдана Хмельницкого в Гомеле проходит с севера на юг между улицей Полесской и мостом через реку Сож. Является одной из длиннейших в городе, её протяжённость составляет 4680 метров.

Первоначальное название улицы – Батарейная. Толкований происхождения названия несколько, и все они связаны с военными реалиями Гомеля. Первое утверждает, что в начале 18-го века русский царь Пётр I выбрал место пересечения будущих улиц Котовского и Циолковского для расстановки орудий в битве со шведами во время Северной войны. Урочище Шведская горка (59-ый микрорайон, находящийся между Любенским озером и областной больницей) имеет отношение к этим событиям.

Другое утверждает, что уже через столетие во время войны против Наполеона где-то там (вероятно, на углу нынешних улиц Богдана Хмельницкого и Лещинской) размещалась артиллерийская батарея. И, наконец, во время кампании против Германии во время 1-ой Мировой войны в районе современных улиц Богдана Хмельницкого, Барыкина и Речицкого шоссе могли находиться подобные формирования.

Первый жилой деревянный дом на улице Батарейной появился в 1901-ом году на углу с Орловской (Воровского). В 1900-х годах на ней имелись считанные постройки. С правой стороны улицы Петровской (Бакунина) у пересечения ее с улицей Батарейной был большой пороховой погреб: насыпанная над ним «гора» занимала пространство между улицами Петровской и Лещинской. На перекрёстке последней и Батарейной улиц находилась большая Базарная площадь. На углу улиц Батарейной и Стасенковской (Барыкина) находился сборный пункт. Все эти склады и здания определили место строительства нынешнего военного комиссариата.

До 1930-40-х годов улица Батарейная являлась фактически западной границей Гомеля. Дорога здесь всегда была плохого качества, а местность – заболочена. И сегодня заметны следы: на некоторых огородах растёт камыш.

Железнодорожный стадион «Локомотив» (по правой стороне улицы), который недавно реконструировали, построили в 1926-ом году на насыпных землях. Однако интересно и то, что в 1939-ом году на этом стадионе открыли первую в Беларуси детскую железную дорогу. Её работники также были детьми в возрасте от 10-ти до 12-ти лет. Станций было две – «Радостная» и «Счастливая», расстояние между которыми в 800 метров поезд преодолевал за 6 минут. Немецкие оккупанты увезли эту железную дорогу в Германию. Здание станции «Радостная» сохранилось, и теперь используется для футбольных нужд летом и хоккейных – зимой. В послевоенное время, в 1953-ем году, на стадионе начал работать кинотеатр.

Современное название улица получила в 1954-ом году в честь воссоединения Украины с Россией. Памятник руководителю восстания крестьян Богдану Хмельницкому появился в сквере четырьмя годами позже.

На улице находятся также автомобильный рынок, городские лицей и военкомат. Улица оживлённая, курсирует несколько маршрутов городского транспорта. Дома по обе стороны преимущественно частные одноэтажные.

Фото by andreipr

на улице Богдана Хмельницкого
на улице Богдана Хмельницкого
Городской лицей №1
на улице Богдана Хмельницкого
на улице Богдана Хмельницкого
памятник Богдану Хмельницкому
на улице Богдана Хмельницкого
военкомат
на улице Богдана Хмельницкого

Комментарии

Аватар пользователя маг4321
маг4321
#1
27.02.2013 ровно в 17:21

КАК всегда шикарные фото!!
самому бы захотелось там жить... ну в каждом из домиков...
А вот у соседей Богдан сейчас не популярен.... меняют таблички на Мазепу....А их то в лицо то ни кто не помнит.....

Отправить комментарий